Индейцы Южной Америки

Вклад в культуру

Этому удивительному народу посвящено научных исследований больше, чем другим коренным народам Нового Света. По уровню культурного развития майя значительно превосходили остальных аборигенов Американского континента, их цивилизация уже на протяжении полутора веков вызывает повышенный интерес, как ученых, так и неспециалистов. Успешные исследования последнего десятилетия позволяют нам лучше понять, что представляла собой эта цивилизация. Крупнейшими и наиболее величественными «городами» майя можно назвать, например Тикаль, Паленку, Ушмаль и Чичен-Ицу. Тикаль – самый крупный из всех «городов» майя и единственный, который полностью, до последней хижины нанесен на карты, но поскольку он не является исключением, весьма трудно сказать, где именно он кончается. Внутри территории, площадь немногим превышающей 15 квадратных километров, расположено почти три тысячи сооружений разного размера, начиная от их храмовых пирамид и массивных дворцов и кончая остатками крытых тростником хижин.



Количество и частота городской застройки немного увеличивается лишь с приближением к центру города, где жили аристократы и представители чиновничьей элиты, и архитектурные сооружения имели роскошный вид. Тикаль кажется огромным – это самое крупное поселение доколумбовой Америки. Особенно сильное впечатление производит шесть пирамидальных храмовых платформ Тикаля, которые на фоне остальных сооружений этого типа выглядят настоящими небоскребами. Высота самого грандиозного из храмов Тикаля – Храма IV – составляет, если считать от уровня площади, на которой располагается его основание, до верхушки гребня крыши, 687 метров. Центром Тикаля, по всей вероятности, являлась его главная площадь, которую с востока и запада замыкают две храмовые пирамиды, а с севера – акрополь, о котором уже упоминалось выше. Некоторые из главных архитектурных комплексов города связаны с главной площадью и между собой широкими дорогами, по которым в дни величия Тикаля, вероятно, шествовали великолепные процессии.


 В Тикале сохранилось десять резервуаров, из которых жители этого города брали питьевую воду. Эти резервуары были окружены земляной насыпью и сохраняли достаточно влаги на протяжении всего сухого сезона. Некоторые археологи считаю самым красивым из всех «городов» майя – Пеленку, хотя размеры его невелики. Дворцовый комплекс представляет собой настоящий лабиринт, длиной приблизительно 300 и шириной 240 метров, состоящий из целого ряда комнат и крыты галерей, расположенных вокруг внутренних двориков, или патио. Художники Паленке умели создавать великолепные лепные и резные работы из алебастра, и стены галерей, покрытых слоем этого материала, были обильно украшены рельефными изображениями правителей майя. Три из храмовых пирамид Паленке, построенные приблизительно по одному и тому же плану, были возведены в середине VII в. и, скорее всего, выполняли одинаковую функцию. Это Храм солнца, Храм креста и Храм лиственного креста, расположенные с трех сторон площади, находящейся в восточной части «города». Каждый из них располагается на ступенчатой платформе, по передней стороне которой проходит лестница, имеет мансардную крышу с декоративным гребнем, внешние и внутренние помещения, перекрытые ступенчатыми сводами. К задней стене внутренних помещений пристроено «святилище», представляющее собой миниатюрную копию храма, где находится великолепная резная плита с длинным иероглифическим текстом и изображением сцены, типичной для искусства майя, - два человека, один выше другого, смотрят друг на друга через расположенный между ними ритуальный предмет. Ушмаль – одна из жемчужен архитектуры цивилизации майя. Самыми значительными архитектурными сооружениями Ушмаля являются две огромные храмовые пирамиды – пирамида Гнома и пирамида Колдуна, названия, которых дошли до нас благодаря сообщениям испанских монахов. В храм, расположенный на вершине пирамиды Колдуна, можно попасть, только пройдя через дверной проем, оформленный в виде маски огромного чудовища.

Картинка 10 из 30

 Рядом с пирамидой Колдуна находится другая архитектурная достопримечательность города, совершенно безосновательно названная женским монастырем. Это сооружение представляет собой дворцовый комплекс в виде замкнутого четырехугольника, состоящий из четырех отдельных прямоугольных зданий, расположенных вокруг внутреннего двора. Особенно интересной является мозаичная отделка, украшающая сложенный из камней фасад женского монастыря. На некоторых элементах этой мозаики изображены крытые тростником хижины, в которых жили рядовые общинники-майя той эпохи. В них можно заметить следы влияния культур древней Мексики. Знаменитый «город» Чичен-Ица расположен в восточной части Юкатана. Большинство зданий в этом тольтеккском поселении имеют сильное сходство с архитектурными сооружениями других тольтекских городов расположенных на западе. В Чичен-Ице находится трехэтажное сооружение, похожее на женский монастырь Ушмаля. Это здание называется Акаб Циб – «Темные Письмена». Такое название ему было дано, поскольку среди рельефов, украшающих его внутренние дверные проемы, был обнаружен целый ряд иероглифических текстов. Имеется в Чичен – Ице и храм трех притолок. Необычна планировка храма в Кочане. Он сооружен из прекрасно обработанных глыб зеленоватого туфа. К входу в храм ведет массивная лестница с очень крутыми ступенями. Вход в святилище – это огромная раскрытая пасть змеи. Кружки на фасаде отмечают края рта. Широкая прямоугольная панель над входом изображает верхнюю челюсть. Роль коренных зубов играют большие круглые камни, выступающие из стен, а клыки и резцы меньшего размера. Для храмов на полуострове Юкатан также характерно подобное оформление. В VII – IX веках н.э. появляются сооружения в ином архитектурном стиле. Для него характерно широкое использование тесаного камня в облицовке зданий. Из таких каменных пластин выкладывались изображения ягуаров, змей, различных чудовищ, фантастические маски.


Мастера майя умели прекрасно обрабатывать многие горные породы, камень широко применялся в монументальной архитектуре; прикладном искусстве, при строительстве дорог, в скульптуре, в ритуальных целях. Сохранились описания работ в древних каменоломнях. Поверхность скалы выравнивалась и размечалась на части канавами. В них выдалбливались глубокие отверстия, в которые загоняли деревянные клинья. Канавы заливали горячей водой, клинья разбухали и раскалывали скалу на части. Блоки обрабатывали молотками из кремня и диоритовыми резцами. Монументальные сооружения – дворцы и храмы были в основном двух типов. Для первого характерна форма ступенчатой четырехгранной пирамиды с большим числом уступов. Наверху пирамиды находился храм. По склону пирамиды шла очень крутая и широкая лестница. Площади и дворцы окружали строения узкой и вытянутой формы, состоящие из нескольких помещений. Майя добывали и обрабатывали кварц, горный хрусталь, сланец, алебастр, слюду и другие горные породы и минералы. Зеркало из целого куска колчедана было найдено в Лавадеросе. Из выше сказанного можно сделать вывод, что еще в древние времена зодчие майя могли возводить свои храмы, создавая настоящие архитектурные шедевры. Сохранились и письменные источники, позволяющие сделать вывод о научных достижениях майя. Из исследований археологов видно, что знания древних майя об астрономии и арифметике достигали уровня, сравнимого с тем уровнем знаний, которыми обладали древние вавилоняне, и в некоторых аспектах даже превосходили те, которыми обладали древние египтяне.


Картинка 266 из 7862

 У майя не было науки в привычном для нас понимании. Вместо нее у всех цивилизаций Мезоамерики существовала своеобразная смесь из данных точных астрономических наблюдений и того, что можно было бы назвать нумерологией. Вся эта система была разработана жрецами и использовалась ими в своих целях. Сведения о майя собирались по крупицам, они представляют собой крошечные фрагменты общей картины. Из тысячи книг, в которых содержались сведения об их знаниях и ритуалах, до наших дней сохранились только три. Книги майя написаны на длинных полосах коричневой бумаги, покрытой слоем белого гипса, и складываются гармошкой. Из исторических исследований ясно, что книги майя содержали исторические хроники, предсказания, тексты песнопений, «научную» информацию, родословную, но те три книги, которые имеются в распоряжении современных ученых, содержат только описания связи между астрономическими наблюдениями неба и проведением ритуалов. Все три книги происходят из северной области. По времени создания они относятся к постклассическому периоду. Самой значимой из этих книг является так называемый «Дрезденский кодекс». Его высота составляет 20 сантиметров, а длина – 36 метров. Эта книга имеет ряд признаков, которые позволяют предположить, что она была написана на территории штата Кампече, хотя советский ученый Юрий Кноросов считает, что она была создана в Чичен-Ице в период тольтекского владычества. Две другие книги – «Мадридский кодекс» и «Парижский кодекс» гораздо беднее по оформлению, чем «Дрезденский кодекс», и относятся к еще более позднему времени. Источниками о майя являются и календарные надписи классической эпохи. Кроме того, в распоряжении ученых имеется огромное количество ценной информации о ритуалах майя, содержащейся в документах периода после испанского завоевания, различные изотерические тексты, наподобие книг «Чилам Балам», которые написаны на языке майя, хотя для записи в них использовались буквы испанского алфавита. Из сведений содержащихся в этих документах, ученые сделали вывод, что вся жизнь майя была очень глубоко пропитана религиозными чувствами и именно традиции и ритуалы составляли смысл жизни майя и придавали им чувство уверенности.
Друзья сайта

$$$ для web-мастеров
- Читы, взломы, баги в компьютерных играх
- Все о новой приставке Wii

Каталог геймера

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0